Что мешает развитию аудита в России?

11.05.2014

Заниженные цены как сдерживающий фактор развития

 

Несмотря на позитивные сдвиги в развитии рынка аудита в России, по-прежнему остается несколько очевидных проблем, без которых это развитие было бы еще более отчетливым. Одна из таких проблем — демпинг. Как правило, искусственно занижают цены, когда дело касается госзакупок. Причем компании, практикующие такие вещи, остаются, тем самым, в прошлом веке. Потому что за такую цену нереально дать клиенту необходимое качество. На сегодняшний день одна из главных задач – сделать так, чтобы клиенты осознали, насколько ценны аудиторские услуги, в результате чего можно будет увеличить цены.

Реалии таковы, что аудиторские услуги не дорожали на протяжении длительного периода времени, при этом затраты, связанные с саморегулированием, неизбежно увеличивались. У серьезных клиентов есть готовность платить адекватные суммы за качественные услуги.

Если говорить о спросе на подобного рода услуги, то можно наблюдать его рост на некоторые из них. К примеру, гораздо более актуальны сейчас запросы, связанные с МСФО. Кроме того, зачастую компаниям требуется защита в налоговых спорах, и они обращаются в аудиторские фирмы. Это дает им возможность успешно бороться с государственными законодательными инициативами.

Но на какие-то виды услуг спрос, напротив, серьезно падает. Это касается вопросов, связанных с тарифообразованием. Причины очевидны – в работу отрасли значительно сильнее, чем прежде вмешивается государство. Поэтому мнение экспертов требуется реже, в основном это касается каких-то исключительных ситуаций.

В текущем году рынок по-прежнему продолжает дифференцироваться. Однако серьезные прорывы в ближайшем будущем вряд ли возможны, т.к. в экономике отсутствуют необходимые для этого предпосылки.

 

Что ждет рынок аудита в ближайшем будущем

 

Сейчас главной движущей силой рынка аудита становятся МСФО, которые появились в правовом поле нашей страны относительно недавно. Именно новым стандартам предстоит в ближайшее время качественно улучшить рынок аудиторских услуг.

В несколько отдаленной перспективе ожидается развитие тенденций ухода от привычного аудита, связанного с кипами бумаг. В будущем аудит должен стать электронным. Причем некоторые предпосылки к этому просматриваются уже сегодня.

Если проанализировать то, как развивался аудит с течением времени, можно проследить три стадии. В свое время аудит был подтверждающим, потом системно-ориентированным и базирующимся на риске. Системно-ориентированный аудит, имевший место в прошлом веке, это тот аудит, к которому нужно стремиться в перспективе. Но, не забывая о принципах аудита века нынешнего. 

Похожие статьи

19.02.2015
Полная инвентаризация материальных ценностей

Полная инвентаризация материальных ценностей

Законом РФ четко определено, что на предприятиях время от времени должна проводиться полная инвентаризация ...
20.05.2015
Методы бухгалтерского учета

Методы бухгалтерского учета

Основной задачей бухгалтерского учета является постоянное отражение изменений, возникающих вследствие экономической ...
10.06.2013
Планирование аудита

Планирование аудита

Планирование аудита начинается аудиторской компанией еще до написания обязательного письма и заключения договора об оказании ...