Что мешает развитию аудита в России?

11.05.2014

Заниженные цены как сдерживающий фактор развития

 

Несмотря на позитивные сдвиги в развитии рынка аудита в России, по-прежнему остается несколько очевидных проблем, без которых это развитие было бы еще более отчетливым. Одна из таких проблем — демпинг. Как правило, искусственно занижают цены, когда дело касается госзакупок. Причем компании, практикующие такие вещи, остаются, тем самым, в прошлом веке. Потому что за такую цену нереально дать клиенту необходимое качество. На сегодняшний день одна из главных задач – сделать так, чтобы клиенты осознали, насколько ценны аудиторские услуги, в результате чего можно будет увеличить цены.

Реалии таковы, что аудиторские услуги не дорожали на протяжении длительного периода времени, при этом затраты, связанные с саморегулированием, неизбежно увеличивались. У серьезных клиентов есть готовность платить адекватные суммы за качественные услуги.

Если говорить о спросе на подобного рода услуги, то можно наблюдать его рост на некоторые из них. К примеру, гораздо более актуальны сейчас запросы, связанные с МСФО. Кроме того, зачастую компаниям требуется защита в налоговых спорах, и они обращаются в аудиторские фирмы. Это дает им возможность успешно бороться с государственными законодательными инициативами.

Но на какие-то виды услуг спрос, напротив, серьезно падает. Это касается вопросов, связанных с тарифообразованием. Причины очевидны – в работу отрасли значительно сильнее, чем прежде вмешивается государство. Поэтому мнение экспертов требуется реже, в основном это касается каких-то исключительных ситуаций.

В текущем году рынок по-прежнему продолжает дифференцироваться. Однако серьезные прорывы в ближайшем будущем вряд ли возможны, т.к. в экономике отсутствуют необходимые для этого предпосылки.

 

Что ждет рынок аудита в ближайшем будущем

 

Сейчас главной движущей силой рынка аудита становятся МСФО, которые появились в правовом поле нашей страны относительно недавно. Именно новым стандартам предстоит в ближайшее время качественно улучшить рынок аудиторских услуг.

В несколько отдаленной перспективе ожидается развитие тенденций ухода от привычного аудита, связанного с кипами бумаг. В будущем аудит должен стать электронным. Причем некоторые предпосылки к этому просматриваются уже сегодня.

Если проанализировать то, как развивался аудит с течением времени, можно проследить три стадии. В свое время аудит был подтверждающим, потом системно-ориентированным и базирующимся на риске. Системно-ориентированный аудит, имевший место в прошлом веке, это тот аудит, к которому нужно стремиться в перспективе. Но, не забывая о принципах аудита века нынешнего. 

Похожие статьи

16.01.2015
Аудиторские услуги: общее понятие

Аудиторские услуги: общее понятие

Независимо от квалификации сотрудников, работающих на предприятии, занимающихся ведением бухгалтерского и налогового учета, ...
19.02.2015
Полная инвентаризация материальных ценностей

Полная инвентаризация материальных ценностей

Законом РФ четко определено, что на предприятиях время от времени должна проводиться полная инвентаризация ...
15.12.2014
Организационные методики в проведении аудита

Организационные методики в проведении аудита

Любая аудит-проверка проходит по определенным методикам. Когда они создаются, используются основные подходы. Основных ...