Что мешает развитию аудита в России?

11.05.2014

Заниженные цены как сдерживающий фактор развития

 

Несмотря на позитивные сдвиги в развитии рынка аудита в России, по-прежнему остается несколько очевидных проблем, без которых это развитие было бы еще более отчетливым. Одна из таких проблем — демпинг. Как правило, искусственно занижают цены, когда дело касается госзакупок. Причем компании, практикующие такие вещи, остаются, тем самым, в прошлом веке. Потому что за такую цену нереально дать клиенту необходимое качество. На сегодняшний день одна из главных задач – сделать так, чтобы клиенты осознали, насколько ценны аудиторские услуги, в результате чего можно будет увеличить цены.

Реалии таковы, что аудиторские услуги не дорожали на протяжении длительного периода времени, при этом затраты, связанные с саморегулированием, неизбежно увеличивались. У серьезных клиентов есть готовность платить адекватные суммы за качественные услуги.

Если говорить о спросе на подобного рода услуги, то можно наблюдать его рост на некоторые из них. К примеру, гораздо более актуальны сейчас запросы, связанные с МСФО. Кроме того, зачастую компаниям требуется защита в налоговых спорах, и они обращаются в аудиторские фирмы. Это дает им возможность успешно бороться с государственными законодательными инициативами.

Но на какие-то виды услуг спрос, напротив, серьезно падает. Это касается вопросов, связанных с тарифообразованием. Причины очевидны – в работу отрасли значительно сильнее, чем прежде вмешивается государство. Поэтому мнение экспертов требуется реже, в основном это касается каких-то исключительных ситуаций.

В текущем году рынок по-прежнему продолжает дифференцироваться. Однако серьезные прорывы в ближайшем будущем вряд ли возможны, т.к. в экономике отсутствуют необходимые для этого предпосылки.

 

Что ждет рынок аудита в ближайшем будущем

 

Сейчас главной движущей силой рынка аудита становятся МСФО, которые появились в правовом поле нашей страны относительно недавно. Именно новым стандартам предстоит в ближайшее время качественно улучшить рынок аудиторских услуг.

В несколько отдаленной перспективе ожидается развитие тенденций ухода от привычного аудита, связанного с кипами бумаг. В будущем аудит должен стать электронным. Причем некоторые предпосылки к этому просматриваются уже сегодня.

Если проанализировать то, как развивался аудит с течением времени, можно проследить три стадии. В свое время аудит был подтверждающим, потом системно-ориентированным и базирующимся на риске. Системно-ориентированный аудит, имевший место в прошлом веке, это тот аудит, к которому нужно стремиться в перспективе. Но, не забывая о принципах аудита века нынешнего. 

Похожие статьи

05.05.2014
Что такое внутренний аудит и для чего он нужен?

Что такое внутренний аудит и для чего он нужен?

Становление внутреннего аудита   Все еще помнят времена, когда термин «внутренний аудит» был известен лишь ...
08.03.2015
Акт инвентаризации денежных средств

Акт инвентаризации денежных средств

Самым главным и информативным документом, подтверждающим факт проведения процесса инвентаризации и фиксирующий все ...
12.05.2015
Бухгалтерский учет при пропаже товара со склада

Бухгалтерский учет при пропаже товара со склада

Как показывает практика, любая компания вовсе не заинтересована в утрате своего товара или оборудования на складе. Но как ...